УЗИ брюшной полости

Брюшная полость — пространство, расположенное в туловище ниже диафрагмы. Полость выстлана серозной оболочкой — брюшиной, отделяющей полость брюшины от забрюшинного пространства. В забрюшинном пространстве располагаются почки, мочеточники, надпочечники, поджелудочная железа и большая часть двенадцатиперстной кишки. В полости брюшины расположены желчный пузырь, желудок, селезёнка, тощая кишка, подвздошная кишка, поперечная ободочная кишка, сигмовидная кишка и слепая кишка. Большинство органов брюшной полости (в основном, паренхиматозные) доступны осмотру при ультразвуковом исследовании.

Для обеспечения максимальной достоверности результатов при проведении исследования органов брюшной полости необходимо строго придерживаться правил подготовки.

Подготовка к УЗИ органов брюшной полости: во второй половине предыдущего дня, допускается легкий ужин. На следующий день между приемом пищи и процедурой должно пройти не меньше 5-6 часов. За 2 дня до обследования рекомендуется перейти на бесшлаковую диету, исключить из рациона продукты, усиливающие газообразование в кишечнике (сырые овощи, богатые растительной клетчаткой, цельное молоко, черный хлеб, бобовые, газированные напитки, а также высококалорийные кондитерские изделия — пирожные, торты). Пациентам, имеющим проблемы с желудочно-кишечным трактом (например, метеоризм) целесообразно в течение этого промежутка времени принимать ферментные препараты и энтеросорбенты (фестал, мезим-форте, активированный уголь или эспумизан по 1 таблетке 3 раза в день), следует воздержаться от приема спазмолитиков перед исследованием. Не рекомендуется проводить УЗИ брюшной полости сразу после рентгеноконтрастного исследования (например, после ирригоскопии, гастрографии), а также после эндоскопического исследования (ФГДС, колоноскопия). Если же такие исследования проводились, нужно обязательно уведомить о них врача ультразвуковой диагностики.

Что позволяет выявить УЗИ органов брюшной полости?

Часто позволяет выявить причину болей в животе; определить размер, структуру печени; наличие конкрементов и воспаления стенки желчного пузыря; размеры селезенки выявить ее повреждения или заболевания; выявить заболевания поджелудочной железы; опухоли и метастатическое поражение органов брюшной полости (например, печени); наличие свободной жидкости в брюшной полости, исследовать кровоток в органах и тканях брюшной полости с помощью допплерографии, определиться с дальнейшей тактикой лечения – хирургической или консервативной.

Абсолютными противопоказаниями к проведению УЗИ брюшной полости являются: инфекционные заболевания в период обострения, обработанная бриллиантовой зеленью поверхность кожи, раневая поверхность брюшной стенки большой площади, острые нарушения мозгового кровообращения, наличие послеоперационных рубцов в месте осмотра.

Относительным противопоказанием является беременность (по показаниям гинеколога).

УЗИ брюшной полости