УЗИ печени

Зачем нужна УЗ диагностика? УЗИ печени

УЗ – диагностика: нужно ли смотреть печень?

В настоящее время наблюдается рост числа поражений печени, преимущественно за счет очаговой патологии. Согласно статистическим данным ВОЗ, более 30% взрослого населения страдает от тех или иных заболеваний печени. В России подобные болезни каждый год уносят жизни около 400 000 человек.

При этом количество смертей от гепатитов, циррозов и гепатозов постоянно растет. Хронические гепатиты и цирроз печени переместились на 4-е место в структуре общей заболеваемости и с 1960 г. количество данных заболеваний увеличилось в 6-8 раз. По статистике, при несвоевременном лечении, цирроз печени развивается у 20% болеющих хроническим гепатитом В и у 5—20% хроническим гепатитом С. В США по результатам национальной программы регистрации (2001-2006 гг.) рака частота встречаемости первичного рака печени составляет от 2,7% до 3,2% на 100 тыс. населения.

Из всех ультразвуковых изменений печени наиболее часто регистрируется жировая инфильтрация (жировой гепатоз, жировая дистрофия, стеатогепатоз). У 1/3 больных протекает бессимптомно. На изменения паренхимы любого органа, особенно печени влияют курение, нарушение обмена веществ, нарушения питания (увеличение поступления жира или жирных кислот с пищей, усиление синтеза или угнетение окисления жирных кислот в митохондриях, нарушение выведения триглицеридов из гепатоцитов, избыточное поступление углеводов), прием медикаментов (антибиотики, наркотические, снотворные средства). Главные виновники – избыточный вес тела и злоупотребление алкоголем.

Диагностика данных поражений паренхимы органа сводится не только к визуализации структурных изменений, но и оценки функциональных параметров, интерпретации кровотока с применением допплеровских методик, высокоточной аппаратуры с 3D и 4D реконструкцией изображения, осмотр других органов для исключения сопутствующей патологии. Соответственно, прямыми показаниями для проведения ультрасонографии являются изменения показателей общего анализа крови, биохимического состава крови – печеночных проб (билирубина, АлТ, АсТ и др.).

В протоколе заключения инструментальных методов исследования (например, ультразвукового), не всегда можно встретить вышеперечисленные жировые поражения печени, но достаточно часто предложение «диффузные изменения паренхимы печени», пациент обычно недоумевает, что же это означает? На самом деле, диффузные явления постоянно происходят в организме человека. Поскольку понятие «диффузные изменения печени» не является заболеванием, то лечить его не следует.

Однако, без внимания такое заключение тоже оставлять не стоит, ведь оно характеризует нарушения структуры органа. Рекомендуется выявить причину, по которой они произошли, осуществить полное обследование и анализы, назначенные врачом.

Профилактикой же уплотнений паренхимы печени является ранняя диагностика, предохранение от различных промышленных, лекарственных и бытовых повреждающих факторов. Если функции печени нарушены, то вредные вещества, попадая в кровь, становятся токсичными по отношению к организму.

Очень важно сохранить здоровье одного из жизненно необходимых органов путем устранения возникших проблем при помощи своевременной УЗИ диагностики. Использование уз — диагностики (УЗИ) в исследовании печени, позволяет определить характер диффузных изменений, локализацию очаговых поражений и определить рациональную лечебную тактику.